05.12.2011 в 15:58

Надежда Светлова [optimism]

Расскажите немного о себе.

Меня зовут Надежда Светлова, счастливо дожила-доработала уже до 26 лет. О личной жизни расскажу только лично. Родилась в Твери. По гороскопу - Лев. Когда кто-то пыхтит о «стрессоустойчивости», я, как в том анекдоте про француженку, - «не вижу проблемы». Закончила филфак ТвГУ по специальности «Журналистика»: с 5 лет люблю читать-писать. Хлебом не корми - дай пообщаться. Немного понимаю по-английски.

После университета вместе с подругами перебралась в столицу за передовым опытом. Почти 6 лет занималась офисной работой - была копирайтером, редактором, маркетологом, SEO-менеджером и даже организатором event-мероприятий. Потом попробовала фри-ланс. Чем хороша удалённая работа - сидишь дома, а трудишься как будто в офисе, красота.

Мой фри-ланс довольно специфичен. Я - индивидуальный предприниматель, удалённый аккаунт-менеджер компании «Оптимизм» (да не сочтут это упоминание скрытой рекламой). Сейчас занимаюсь, если в двух словах, - улучшением благосостояния своих клиентов. Принимаю заказы, консультирую по продвижению сайтов и по организации удалённой работы. В общем, помогаю другим зарабатывать деньги.

Как вы начали работать фри-лансером?

Пришла во фри-ланс совершенно случайно. Размышляла о том, где бы ещё подзаработать. Полезла в инет за информацией, пообщалась на форумах, поизучала Free-lance.ru, конечно. Всё своими силами и мозгами, поэтому, хоть это и нескромно, считаю себя немного «self-made woman». По большому счёту, вся наша жизнь - фри-ланс. Свободный человек постоянно «продаёт себя» работодателям и заказчикам - только в первом случае получает гораздо меньше денег и свободы.

Где вы научились тому, чем зарабатываете на жизнь? Есть ли у вас высшее образование по той специализации, которой вы занимаетесь, или вы самоучка? Какие книги читали, какие лекции слушали?

Начинала, как и многие фри-лансеры, с простого копирайтинга, потихоньку росла и заинтересовалась SEO-оптимизацией. Ни в каких университетах этому не учили, да и сейчас не учат вроде. Первым учебником была книжка Ашманова «Продвижение сайта в поисковых системах», честно заказанная в интернет-магазине за 350 рублей. Потом опять - форумы-подписки-подкасты, отовсюду всего понемногу. В поисковой оптимизации всё постоянно меняется, надо играть в информационном потоке, как форель в ручье.

Расскажите о вашей любимой работе (работах) в портфолио.

«Любовь» - это больше к людям относится, чем к работе. Всё интересно и всё неожиданно. С фирмами это, скорее, судьба. Моя судьба уже несколько лет - это Optimism.ru, сильная команда по части поисковой оптимизации и продвижения сайтов. Сначала просто делала задания - готовила тексты в основном, сейчас как член команды «Оптимизма» веду свой аккаунт на Free-lance.ru и кое-каких других сайтах. Чем нравится этот заказчик - в Рунете мало кто берётся за большие и одновременно сложные задачи. Доводит их до победного конца. Серьёзные ребята работают с крупными порталами и большими объёмами - как раз то, что мне надо: здесь получаешь и опыт, и деньги. Можно считать это скрытой рекламой для больших заказчиков и крутых фри-лансеров. В общем можно сказать, что я из простого фри-лансера выросла в приличного (по моей субъективной мерке) специалиста.

Среди проектов, наверное, «любимчиков» нет – каждый, как родной ребёнок, выстраданный. Из крупных - продвижение брендов «Весёлый молочник» и «Диваны ТУТ!», работа с издательским домом «Коммерсантъ».

С какими из крупных клиентов было интереснее всего работать? Чем запомнилось?

Не только «было», но и вовсю продолжается. Самые интересные - масштабные проекты, где можно мыслить стратегически, не ограничиваясь отдельными видами рекламы, - например, только контекстной или SEO. Ощущаешь себя маленькой наполеоншей. Например, запомнилось продвижение лидера своего рынка - онлайн-магазина автозапчастей Exist.ru или магазина TechHome.ru, который с моей непосредственной помощью по результатам работы вышел в первую пятёрку интернет-магазинов Рунета.

Кто-то приходит за мелочью, а становится стратегическим партнёром, регулярно приводящим новых клиентов, - такие метаморфозы всегда интересны и полезны обоим участникам отношений.

Дайте советы начинающим интернет-маркетологам.

Главное открытие, которое для меня было совершенно неожиданным, - независимая работа сама по себе мало что приносит. Для успешного фри-ланса недостаточно одного желания и полезных навыков. Главное - найти Своего Заказчика. Если брать пример с меня - то мой профессиональный рост начался только после совместных проектов с «Оптимизмом». Дружба с такой компанией даёт синергию, утраивающую силы. Фри-лансеры-«одиночки» на этом фоне проигрывают в результативности.

Три маленьких совета-подсказки.

Во-первых, приготовьтесь к тому, что 99% работы (ну, 97%) будут ежедневной скучной рутиной. Правда, неплохо оплачиваемой рутиной.

Во-вторых, обязательно отслеживайте тенденции рынка, читайте англоязычные блоги, участвуйте по мере возможности в отраслевых конференциях и семинарах.

В-третьих, идите по пути создания своей собственной сети заказчиков и партнёров, поставляющих новых клиентов. Возможно, одним из таких партнёров стану и я.

В общем, если вы терпеливы и упорны, умеете взять себя в руки, всегда вежливы, не паникуете и не расстраиваетесь по пустякам, - всё получится. Не забывайте про личную жизнь. Близкий человек, которому можно доверять (а если повезёт - то и настоящая семья) - это самый прочный фундамент в любой работе.

Поделиться в социальных сетях: