По договоренности
Описание рабочих процессов в Рускеала для зарисовки
1.Добыча камня дело весьма трудоемкое, даже в наше время, когда на карьерах используются современные станки и оборудование. А в прошлые столетия труд горняков был намного труднее и опаснее. В 1770-1780-е годы добыча мрамора на горе Белой выглядела следующим образом. Вначале по всей длине отрываемого мраморного блока рабочие проходили «подкоп» горизонтальный ров в основании уступа карьера. Для этого применялись железные буры длиной 0,7 м и диаметром 2,5 см с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками, которыми высверливали в породе «дыры» (шпуры) нужной глубины. На бурении одного шпура были заняты два человека: один держал и поворачивал бур, другой бил по буру тяжелым молотом. Периодически в шпур заливалась вода для охлаждения инструмента и выноса шлама. В день двое рабочих могли просверлить от 2,1 м до 2,8 м породы в зависимости от её твёрдости и строения.
Когда в «подкопе» было выбурено нужное количество шпуров, их высушивали, заполняли порохом и сверху забивали сухой глиной, оставив отверстия для фитилей. В полдень и вечером осуществлялась отпалка заряженных шпуров, в результате чего в подошве уступа образовывалась полость вытянутой формы «подкоп». Затем сверху размеченного блока над «подкопом», где видны трещины, сверлили под углом друг к другу в одну линию глубокие скважины, для чего применяли вначале короткие буры, затем подлиннее, и, наконец, 6-8 метровые, в зависимости от высоты уступа. Пробуренные таким образом шпуры также заряжали порохом и далее по команде поджигали вставленные в них фитили. В результате взрыва подкопанный снизу мраморный блок обрушивался целиком или большими кусками, которые по необходимости разделывались на более мелкие части с помощью буров и клиньев. Полученные таким образом «отломки» далее по масштабу и деревянной модели обсекали долотами и нумеровали.
2. Для бурения применяли буры двух типов двухгранные и четырехгранные соответственно для мягких и твердых пород.
3. Доставка мрамора в Санкт-Петербург с 1769 года до середины XIX века осу-ществлялась в два этапа: в зимнее время по суше от каменоломен до пристани в д. «Гелиля» (Хелюля) и далее, с наступлением навигации, на галиотах по Ладожскому озеру и Неве до Петербурга.
Транспортировка рускеальского мрамора до Хелюля сухопутным путем дли-ной 30 км было делом дорогим и трудным. В 1770-1780-е годы для перевозки тяжелых мраморных блоков делались специальные сани (из березовых стволов, скрепленных железом), которые выдерживали груз до 1000 пудов (16 т) и более. Втащив на такие сани посредством рычагов и воротов камни, запрягали в них необходимое количество лошадей: переднюю пару в оглобли, остальных (10-80) в дуги на канатах. 30 км в хо-рошую погоду проезжали за 2-4 дня, если сани были загружены до предела, или за один день при небольшом грузе. На пристани в Гелиля мраморные блоки разгружали и оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с товарами. Оставив товар, они загружались камнем и уходили обратно в столицу.
4. В 1830-е годы доставка мраморных блоков («штук») из Рускеала в Санкт-Петербург проходила так же, как и в конце XVIII века: зимой на санях, летом на галиотах. Зимой под самый большой камень запрягали до 130 лошадей, а под самый малый тройку. Ежедневно на перевозках бывало занято от 500 до 2000 возчиков, которые преодолевали весь путь от Рускеала до пристани в Гелиля обычно за один день.
5. В 1832-1835 годах при инспекторе Рускеальских ломок коллежском ацессоре Ермаковском, вывозкой мраморных блоков для Исаакиевского собора в Хелюля занимался гжатский купец Сергей Молчанов всего 477 блоков общим весом более 227 тыс. пудов. В эти годы нередко возникали споры подрядчика с владельцами земельных участков, по которым перевозился мрамор. Землевладельцы получали от провоза камня «поземельные деньги», но всегда были недовольны суммой. Они препятствовали своими действиями перевозке мрамора, требуя увеличения суммы за провоз, что вызывало нежелательные перебои в доставке камня для строительства храма и причиняло ущерб казне. Разбирательства в кругах правительства Выборгской губернии по этому вопросу шли долго, до 1836 года. В конечном итоге обязали сортавальские власти обеспечить беспрепятственную перевозку мрамора.