26.09.2011 в 14:45

Playrix Entertainment [PlayrixEnt]

Как давно вы начали пользоваться услугами фри-лансеров, и какое мнение  у вас сложилось о них?

Наша работа с фри-лансерами  пока касается только направления 2D/3D графики. Моя задача - организовать весь процесс удаленной работы, найти нужных исполнителей, проконтролировать выполнение работы.

Работать с аутсорсом мы начали с осени прошлого года. Признаться, сначала было много опасений, связанных с фри-лансом. Мы долгое время не допускали даже мысли о работе с удаленными художниками. Страхов было много: низкое качество работы, потерянные деньги, проблемы со сроками и взаимодействием. Но в один момент стало понятно, что наших ресурсов для выполнения всей текущей работы не хватает, и решили рискнуть.
Мое личное мнение о фри-лансерах сложилось за это время как очень положительное. Многие успешные удаленные художники, вопреки расхожему мнению, - люди очень талантливые и, как это ни странно, организованные. Хорошему атусорсеру не приходится напоминать о сроках, поторапливать или постоянно переделывать работу. Более того, опытные фри-лансеры умеют планировать свое время и домашние дела в течение рабочего дня. Что еще радует, опытный фри-лансер уже четко знает, за какую работу стоит браться, и хватит ли ему профессионализма/ интереса, чтобы доделать задачу.

Мы с радостью взяли бы художников, которые работают с нами удаленно, к нам в офис. Но не для всех фри-лансеров это возможно, не всегда можно с легкостью преодолеть все территориальные ограничения и уехать, и мы это прекрасно понимаем.

Еще один фактор, почему мое впечатление о работе фри-лансеров в большей степени положительное, - это наличие технического задания со стороны компании и строгий отбор по портфолио. Получается, что мы работаем с опытными художниками и предлагаем четкую задачу, чтобы не возникало вопросов, а что мы собственно хотим получить в итоге.

Сейчас совершенно не вижу причин, по которым стоит бояться работать удаленно. Если в вашей студии хорошо продуман и поставлен рабочий процесс, и вы способны написать ТЗ, то в итоге работа должна получиться не хуже, чем в офисе. Если же наоборот, стиль игры еще не готов, непонятно, как найти нужного художника, то, конечно, ничего, кроме проблем, при таком сотрудничестве не получится.


Какие способы связи вы в основном используете для общения с фри-лансерами? Какие инструменты вы используете при работе с ними? (программы, сервисы и т.д.)

Технически ничего такого особенного, отличного от традиционных электронных способов связи, не использую. Электронная почта удобна для решения текущих вопросов, отправки готовой работы и комментариев. Скайп или аська - для звонков, обсуждения срочных вопросов. Онлайн-документы Google - для контроля выполнения задач, планирования, мониторинга оплаты.
Не на правах рекламы :) Недавно наш отдел разработки начал использовать программу для управления проектами Teambox. Для работы с аутсорсом Teambox оказался очень удобным. По функционалу здесь все стандартно: есть списки задач, отсортированные по проектам, возможность приглашать людей, загружать промежуточные и итоговые варианты работы,  получать обновления по почте. И при этом хороший интерфейс, простота использования.
Free-lance.ru тоже очень удобен для работы с фри-лансерами: для переписки, просмотра отзывов, добавления в избранные.


За те два года, что вы находите удаленных сотрудников у нас, можете ли вы сравнить уровень фри-лансеров со студиями? Как вы относитесь к выполнению работы командой, а не одним специалистом? 

Так получилось, что я в основном работаю с индивидуальными фри-лансерами, а не со студиями. Но это только потому, что фри-лансеров по сравнению со студиями все-таки больше. Хотя часто бывает, что фри-лансер работает не один, а с другом/ родственником/ знакомыми - по сути, это целая команда фрилансеров.
Принципиальной разницы, с кем сотрудничать, - фри-лансером, студией или командой фри-лансеров -  я не замечала. Суть работы при этом не меняется - отдать задачу в работу и ожидать результат.
Правда, были случаи, которые вызвали некоторое недоумение. Например, когда студия показывает очень хорошее портфолио, а реально над нашим заказом работает не самый опытный художник. Соответственно, результат мы принять не можем, и студия только потеряла время. Но это, скорее, единичные случаи, а не правило.
В целом работа со студиями и командами фри-лансеров обладает своими преимуществами. Например, если у вас вдруг вырос объем работы в три раза, то можно просто передать всю работу студии, а не искать в три раза больше художников.


По каким критериям вы подбираете фри-лансеров?

Основной критерий - это портфолио. У нас довольно сложные задачи и высокие требования, поэтому очень многих фри-лансеров приходится отсеивать сразу же по портфолио. Какое нужно портфолио? Все зависит от задачи. Если задача нарисовать 50 предметиков, то в портфолио нужно увидеть навыки отрисовки объектов для игр, а также навык создания объема (в растре или в векторе). Если задача - сделать 3D фон, то я смотрю, есть ли опыт работы с окружением, освещением и мультяшными прорисованными текстурами.

Еще один критерий отбора - это тестовое оплачиваемое задание. Первая задача не является очень объемной и дает полное представление о том, насколько успешно фри-лансер справляется с задачами и как укладывается в сроки.
Поэтому сначала я предлагаю 1 задачу (а не сразу 5 штук) и объясняю, что первое задание - это тестовое. В большинстве случаев, насколько я поняла, это нормальная практика работы с аутсорсом.

Конечно, вместе с этим нелегко найти большое количество фри-лансеров высокой квалификации, но это уже не проблема фри-ланса, а российского рынка труда в целом и слабого распространения интернета.

Дайте советы работодателям и фри-лансерам. Что нужно сделать, чтобы выбрать идеального фри-лансера? Как нужно отвечать в проекте, чтобы заказчик выбрал именно тебя?

Совет работодателям, скорее, как не нужно делать :) Не давать еще непроверенным фри-лансерам самые сложные задачи, которые у вас есть. Идеально, если аналогичную задачу вы уже делали ранее и можно показать примеры. Я уже не говорю о важности технического задания. Вероятность успешности выполнения задачи в таком случае будет выше. Иначе разочарованы будут обе стороны - и компания, и фри-лансер.
Еще важный совет, который можно дать работодателям, - заранее продумать, по какой схеме вы будете работать с фри-лансером, какие риски возможны для вас и что с этими рисками делать.

Как найти идеального фри-лансера? Основное, что следует понять, - какие навыки и опыт вы ищете, а не просто искать абстрактного “хорошего художника”. Универсальные специалисты нужны в офисе, а на аутсорсе вполне достаточно, если художник отлично выполняет только один тип задач. Посмотреть отзывы и рекомендации, если аутсорсер уже с опытом. Я еще обращаю внимание на то, как человек общается. Если фри-лансер пишет неряшливо, с ошибками, с трудом выражает свои мысли, можно сразу предположить, что в работе он вряд ли будет отличаться аккуратностью. Или просто общается неуважительно или грубовато - в таком случае не стоит делать скидку даже на хорошее портфолио.

Кстати, для тех работодателей, кто хочет понять, как управлять фри-лансерами, но не знает, с чего начать, могу порекомендовать книгу Ф.Добрянского “Управление фрилансерами”. В книге очень кратко и практично описан опыт компании Gameland по организации удаленной работы. Не встречала книг на подобную тему, где было бы столько практических советов. В общем, рекомендую :)

Как фри-лансеру выделиться из общей массы? Основной совет - внимательно читать описание проекта, чтобы понять, подходите ли вы на проект. Банально, но это частая ошибка. Еще лучше - приложить к своему отклику те работы, которые подходят под задачу работодателя. Таким образом вы сразу продемонстрируете нужные навыки.

Еще один совет для фри-лансера - постарайтесь грамотно оформить свое портфолио. В идеале ваши работы должны быть отобраны и просматриваться на одной странице. Если работы расположены списком, то постарайтесь разместить только лучшие работы. Вряд ли кто-то из работодателей с поисках художника будет щелкать все 500 картинок в портфолио. Поэтому лучше сразу предложить отобранные работы, которые характеризуют ваши возможности. Самый неудачный вариант расположения портфолио - это файлообменник. Скачивание занимает много времени при ограниченной скорости. Тем более, размер вашего портфолио не должен исчисляться десятками и сотнями мегабайт. Достаточно нескольких картинок для просмотра, что удобно отправлять в письме или выложить в своем онлайн-портфолио. Перед тем, как ваше портфолио будет окончательно готово, взгляните на него глазами работодателя, какое впечатление оно производит. Помните, что портфолио будут рассматривать не по 10-20 минут, взвешивая все сильные и слабые стороны. Работодателю достаточно беглого взгляда на работы, чтобы решить, стоит ли посмотреть портфолио внимательнее или нет.
Если вам отказали в сотрудничестве, но вам очень интересна работа в этой компании, - спросите, какого уровня работы нужны, на какую графику нужно ориентироваться. Думаю, большинство работодателей открыты для тех кандидатов, кто снова обращается по вакансии с обновленным портфолио, работами более высокого качества.

И простой совет, касающийся общения, переписки, - стараться всегда отвечать оперативно и сообщать о возникающих задержках. Это касается не только работодателя, но и фри-лансера. И не так важно быть на связи круглые сутки и в сети целый день, главное - вовремя отвечать на письма и укладываться в намеченные сроки. Правило простое, но с теми, кто ему следует, всегда приятнее работать.

Расскажите, в каких крупных ваших проектах принимали участие фри-лансеры?

Один из самых крупных наших проектов - это разработка 3D-фонов для продолжения игр Gardenscapes и Farmscapes в жанре Hidden object. Несмотря на то, что 3D художников, работающих на фри-лансе, довольно много, найти нужных нам исполнителей было не так просто. Для Farmscapes и  Gardenscapes нужны художники с опытом работы над фонами в казуальном, мультяшном стиле, а у большинства 3D моделлеров в портфолио представлены работы в реалистичном стиле. В итоге, мы рады, что нашли хороших художников , и работа над проектам пошла очень слаженно. Нужно было сделать порядка 30 фонов по готовому эскизу, каждый был рассчитан на 1,5 рабочие недели. Легко подсчитать, что в офисе один человек делал бы эту работу около года. На аутсорсе мы все сделали за 3,5 месяца.

Теперь эти фоны в работе у iSpy-художников, задача которых - найти предметы, грамотно их расставить и вписать в окружение. Здесь оказалось, что найти исполнителей труднее, чем мы думали. Не так много художников специализируются именно на iSpy и имеют нужные библиотеки референсов, поэтому мы продолжаем искать таких художников. В сумме в течение этого года нам нужно сделать более 100 iSpy-фонов. Сейчас эта задача в работе, надеемся все успешно завершить до конца года :)

Еще один большой проект - это Fishdom в векторном стиле, работа над которым ведется уже порядка года. Основное требование для наших фри-лансеров - это навык создания объемного изображения в векторном редакторе Flash или Illustrator. Как оказалось, здесь также немногие художники умеют рисовать в такой технике. В итоге, мы нашли хороших исполнителей для этого проекта, которые работают с нами уже давно. Более того, мы решили и новые проекты линейки Fishdom продолжить в векторном стиле.

Можно сказать, что за последний год объем работы на аутсорсе вырос в несколько раз и, вероятно, работы будет еще больше. Поэтому мы всегда открыты для предложений сотрудничества :)

Спасибо за внимание!

Поделиться в социальных сетях: