20.04.2012 в 01:51

Яна Клочкова [CUBALIBRE]

 

Расскажите немного о себе. Где живете, где родились, чем занимаетесь? Какое хобби? Интересные детали о себе.

Так, немного, значит, о себе... Живу я нынче в Подмосковье, но будем считать, что в Москве, так как при определённых упорных тренировках до неё буквально можно пешком дойти.

А родилась я в славном городе Днепропетровске, где жила, училась и даже работала, пока весной 2007 года не уехала в Москву. Я и раньше бывала здесь по работе, но всё вокруг меня пугало. Теперь я понимаю: чтобы полюбить этот город, не нужно судить его по паре дней беготни в метро, смене офисов и скоплению народа в часы пик. Город переполнен энергией, историей, жизнью, интересными людьми, событиями и, конечно же, возможностями... Так что, приехав той весной 2007-го и пожив здесь буквально пару недель, я поняла, что именно в Москве я чувствую себя на своём месте.

Моя специализация - иллюстрация. Но я также занимаюсь дизайном интерьеров, разработкой лого и фирменных стилей, веб-дизайном. Но по большинству проектов выступаю скорее в качестве арт-директора.

Насчёт увлечений ответить посложнее. Раньше, в период становления на фри-лансе, моим хобби был сон :) Теперь же можно сказать, что я в поисках хобби. Вот подумываю возобновить занятия конным спортом, которому я посвятила в своё время 8 долгих лет. Но это пока лишь на уровне желания.

Интересные детали о себе:
- не люблю, когда слово «заказчик» сокращают до  какого-то несуразного сочетания букв «ЗАК». Я свято верю, что с таким пренебрежительным отношением к людям, которые вам платят деньги, вы получите ровно такое же отношение;
- не люблю фамильярности как по отношению к себе, так и смотреть на подобное проявление по отношению к другим;
- я очень люблю людей;
- мой рост 178 см;
- я совершенно не понимаю что нужно писать в пункте «интересные детали о себе».

 

У вас профессиональное художественное образование или вы самоучка?

У меня высшее образование по специальности дизайнер-график.

 

Помните ли свой самый первый заказ? Что это было?

По-моему, это была иллюстрация для Днепропетровского ресторана, где на лихом коне неслась не менее лихая девушка в шляпе ковбоя и размахивала столь же лихим американским флагом.

Если же говорить о первом заказе на сайте Free-lance.ru, то это был заказ на разработку проекта интерьеров для сети небольших магазинов топовой бижутерии. Именно дизайн интерьеров был моей первой специализацией на этом ресурсе.

 

Какими инструментами пользуетесь при работе над заказом?

Всегда рисую вручную на бумаге и лишь добавляю цвет в графических программах, если он требуется. Потому я вечно в завалах разноформатной бумаги и кучи лайнеров.

Вот недавно обновила компьютер, а заодно, наконец, решила осваивать Painter. Весьма интересная программа с большими возможностями настройки живых материалов… Первыми попытками довольна.

Но всё же с уверенностью могу сказать, что никогда не откажусь от рисунка на бумаге. Иначе моя работа не будет приносить мне той радости и потеряет для меня свой смысл.

 

Сколько времени вы тратите на один рисунок?

Прямо-таки не представляю, может ли вообще кто-нибудь ответить на такой вопрос. Конечно же, всё зависит от стиля, сложности задачи… Потому я никогда не называю ни цену, ни сроки, если мне прислать сообщение из разряда «Нужна иллюстрация! Сколько стоит и когда будет готова?». Любому исполнителю нужны подробности, проанализировав которые, он уже сформирует цену, сроки и, возможно, какие-то дополнительные моменты в схеме ведения данного проекта.

В моём случае львиную долю времени, отведённого на проект, занимает разработка идеи как таковой. То есть непосредственно к иллюстрации я не приступаю, пока у меня в голове не сформируется образ, композиция и какие-нибудь ключевые приёмы. И тогда всё, что остаётся - просто сесть и нарисовать. А рисую я быстро.

 

Удается ли найти время, чтобы порисовать «для себя»?

Всегда стараюсь его найти, но не всегда получается. Поэтому дала себе слово обязательно рисовать что-то вроде поздравлений на праздники типа Нового года, 23 февраля, 8 марта и т.д.

Когда-то я рисовала очень много. Я утопала в листах А4, в каких-то тетрадках и блокнотах, но теперь мне намного интереснее отталкиваться от реальной задачи. Решение мне доставляет даже большее удовольствие, нежели процесс.

В любом случае, за то я и ценю свою работу: мне не нужно рисовать несвойственные мне вещи… Заказчики приходят именно за моими стилем и идеями, а это я не променяю ни на что. Понять заказчика, «попасть в точку» - вот что я люблю.

В итоге  всегда рисую то, что меня увлекает и потому «для себя» я рисую не так часто, разве чтобы попробовать нечто новое, поэкспериментировать. И тут я плавно перехожу к следующему вопросу...

 

У вас есть довольно узнаваемый стиль. Не пробовали экспериментировать с ним?

Да, узнаваемый стиль есть. Но не сказала бы, что в моём портфолио нет места экспериментам.

Вообще, мне иногда кажется, что у меня портфолио похоже на один сплошной эксперимент :) Дело в том, что, как я ранее уже говорила, я люблю работать под конкретную задачу, и потому иллюстрации с пышными барышнями соседствуют с мужчинами в стиле noir или с рисунками для детской книги. Эта иллюстрация нарисована лишь простым карандашом со штриховкой, линии то пропадают, то появляются, присутствует некая воздушность… А вон та иллюстрация выполнена лайнерами разной толщины. Она даже скорее похожа на вектор: линии строгие и чёткие. Есть и работы, нарисованные шариковыми ручками, в Пейнтере, цветными карандашами. В общем, стараюсь поразнообразнее. Всё равно во всех работах прослеживается моя «рука», потому заказчиков такая разнопрофильность не отталкивает, а скорее пробуждает в них некое подобие любопытства.

 

Есть любимые клиенты или иллюстрации, над которыми вы работали? Чем они вам нравятся?

Никогда не устану повторять, что я очень уважаю и даже люблю своих заказчиков. Мне всегда очень везёт с работодателями, и о проектах в 99% случаев очень тёплые воспоминания. Так что не хотелось бы выделять кого-то одного.

Что же касается любимой иллюстрации, то она у меня ещё впереди, как у каждого приличного иллюстратора. :)

 

Почему не идете работать в офис? Какие плюсы, конкретно для вас, во фри-лансе?

Не могу себе представить, зачем мне офис… Офис для меня, скорее, пройденный этап в жизни – последний раз сходила туда в декабре 2005-го. Хотя я на самом деле никогда особо не была обременена чётким рабочим графиком, я всё равно выбрала в итоге фри-ланс.

Плюсов у фри-ланса, по моему мнению, намного больше, нежели у работы в офисе.

Во-первых, я распоряжаюсь своим временем по своему же усмотрению и использую в работе именно свою тактику ведения проекта. Начальнику в большинстве случаев не объяснить, что  вот это я не сижу мечтаю и плюю в потолок, а думаю над проектом. Что для меня важна идея, а не поток, качество, а не просто деньги. Мало какие студии могут себе позволить отказаться от поточной работы, которая, по сути, кормит.

Во-вторых, как раз деньги. Ну, тут, вроде, как и нечего дополнять. Гонорары на фри-лансе куда ощутимее зарплаты, и при правильном построении стратегии – не менее стабильны, чем пайки по 25-м числам.

В-третьих, общение. Да-да, именно оно. Я большая противница заявлений о том, что среди фри-лансеров сплошь социопаты, а оттого якобы они и выбрали свою стезю. Всё это глупости. Я работала в разных студиях, в журнале, в РА и должна сказать, что весьма часто встречала дизайнеров, которые сидели в своём углу, спрятавшись за монитором и неохотно вступающих в диалог, но в то же время исправно каждый день появляющихся в офисе к 9 утра. Но разве вышеописанное поведение не характеризует их как ярко выраженных социопатов? Обратный пример — приходящие фри-лансеры-бухгалтеры, которые своим появлением окрашивали всё в позитивные цвета. Общительные и дружелюбные, они являлись ярким примером того, что из себя представляет человек, получающий удовольствие от своей работы и от взаимодействия. Так что я выбрала фри-ланс ещё и за то, что могу знакомиться с самыми разными людьми, а я очень люблю встречи и обсуждения проектов.

Можно расписывать ещё очень долго, какие плюсы конкретно для меня: это и возможность куда больше посвящать себя родным и близким, и отсутствие пустой траты времени на каждодневные поездки в офис, и то, что отпуск или простой выходной, при определённом подходе к выполнению проектов, я могу сделать себе сама и в любое время. Но факт остаётся фактом: хоть в офисе, хоть на фри-лансе без труда никаких плюсов не будет. :) Не стоит воспринимать удалённую работу как праздное существование, нужно просто выработать метод, при котором фри-ланс будет приносить максимум тех возможностей, которые он может предоставить.

 

У вас растёт ребенок, который родился в семье двух фри-лансеров. Как думаете, ваш ребенок пойдет по вашим стопам или пойдет в офис?

Ну, у каждого своя дорога. :) Как любой правильный родитель, я просто хочу, чтоб он был здоров и счастлив, а уж в каком виде – «воротничка» или фри-лансера, – не важно.

Офис, фри-ланс… На самом деле я просто жду, когда он вырастет, станет, например, известным футболистом, конечно же, разбогатеет и купит нам яхту, дачу и что там ещё принято в таких случаях покупать.

 

В детстве почти у всех нас есть мечты, представления о взрослой жизни. Кем вы хотели стать и работать, когда были маленькой?

Точно помню, что до 5-ти лет хотела стать фигуристкой. А потом детство закончилось, и я вознамерилась всенепременно стать дипломатом. Вообще, в  детстве я была крайне серьёзной. :) Для будущей профессии я даже выпросила отдать меня в школу с углублённым изучением английского языка, но к концу 11-го года обучения поняла, что ни на какие международные отношения я поступать не собираюсь, более того – я и слышать не хочу о дальнейшем штудировании языка, технического перевода и прочих прелестей.

Лет в 12 у меня возникло непреодолимое желание заниматься дизайном одежды. А может, и вовсе основать некую корпорацию – в лучших традициях домов моды! То есть со своей линией одежды, парфюмерии, косметики… Эта идея захватила меня полностью на несколько лет вперёд. В ванной я химичила парфюмерную линию, смешивая какие-то невероятные настойки, которые, в свою очередь, делала из собранных на всех окрестных клумбах цветов. Остальное время посвящала тоннам рисунков одежды и аксессуаров. Мама по сей день хранит сотни таких «разработок». :)

В итоге, когда подошло время определяться, в какой ВУЗ поступать, я пыталась найти специальность, связанную с модой. Но, к сожалению, близко к моей мечте был лишь Институт лёгкой промышленности. Но шить я не то, что никогда не умела, так ещё при виде обилия расчётов и лекал у меня сводило челюсти от зевоты. Ну, и так как у меня был некий талант к рисованию, и в то же время абсолютно никакого желания по отношению к математике, я решила, что мой путь – дизайн. Тут я немного промахнулась, потому что на первом же курсе мы стали изучать начертательную геометрию, а после и вовсе в программу были включены теоретическая механика и сопротивление материалов.

 

Посоветуйте какую-нибудь профильную литературу.

Вы знаете, я вообще против профильной литературы в этой области. Ну, кроме, может, той, которая является основой, корнями. Например, «Пластическая анатомия для художников» Ёне Берчаи.

А книги из разряда «Как стать супер востребованным мега-иллюстратором» считаю бесполезной тратой денег. Иллюстратор не логомейкер и не дизайнер интерфейсов. Иллюстратор, на мой взгляд, скорее должен вдохновляться, искать, думать, смотреть… Нельзя пройти чей-то путь, следовать чьим-то правилам, пользоваться чужой стратегией и тактикой, и при этом стать самобытным иллюстратором.

Существует опасность, что наличие таланта часто наполняет человека ложным ощущением сверхвозможностей. Но талант сродни алмазу. Если у вас в руках алмаз, вы, в принципе, уже богаты. Но если вы потратите время и терпение, ваш алмаз превратится в бриллиант и принесёт вам куда больше! И я говорю не только о деньгах.

И потому единственный путь стать интересным иллюстратором – оттачивать мастерство, используя задатки. Ни в коем случае не останавливаться, закаляться на ошибках, пробовать, если не получается, и упорствовать, если вам кажется, что вы нашли нечто «своё». 

Поделиться в социальных сетях: